Главная О компании

О компании

В 2021 году Баранчинский электромеханический завод отмечает 100-летний юбилей. В 1921 году в цехах завода был собран первый электродвигатель. К этому знаменательному событию мы решили опубликовать историю завода от момента основания до наших дней.

план постройки завода

В октябре 1746 года шихтмейстер (горный мастер) Фёдор Санников провёл обследование места под завод на реке Баранча, а в ноябре 1746 года составил дополнение на имя президента Берг-коллегии Томилова, в котором дал описание места под строительство завода, реки, лесов, строений и подробные указания о строительстве плотины.

4 октября (21 сентября по старому стилю) 1749 года были пущены молотовые фабрики.

вид на поселок и завод

В 1757 году по указу графа Шувалова профиль завода меняется, он становится чугуноплавильным и железоделательным. В этом году было решено создать доменное чугуноплавильное производство «при Баранчинском заводе на готовой плотине».

Уже в 1760 г. на заводе появляется первая домна - запасная, которая работала не в полную силу, а только тогда, когда Кушвинский завод не обеспечивал заказы. В 1762 году была построена доменная печь и доменный корпус около самой плотины.

Литье чугуна в формы

В 1830 году производство чугуна стало возрастать, железоделательное же производство в целях экономии топлива ограниченно. За 1831-1838 г.г. завод в среднем давал 200 тысяч пудов чугуна. В 1850-х эта цифра была почти вдвое перекрыта, в среднем за год выпускалось 386 тысяч пудов. Чугун выпускался в двух видах: в штыках и припасах.

доменный двор и заводская площадь

В XIX веке главной силой на заводе были вододействующие колёса, приводившие в действие молоты и меха домен. Если в XVIII веке это была передовая технология, то уже в начале XIX века из-за общего спада уровня воды и новых видов двигателей (паровых) это стало анахронизмом, настоящим тормозом для производства.

Вторая половина XIX века стала для Урала, в том числе и для Баранчи, временем трудных испытаний. Устаревшая технология сказывалась на качестве металла, отмена крепостного права подорвала основные принципы заводских работ.

управление Баранчинским заводом

Во времена кризиса (1850-1900) завод не работал по три месяца в году, чаще всего летом. Управление горными заводами было всерьез озабоченно проблемой восстановления производства. Были произведены серьезные изменения.

В 1851 году на заводе появились 2 ваграночные печи. В целом весь завод в конце XIX века перестраивается, появляются каменные здания. Вместо водяных колес устанавливается паровой двигатель с вентилятором системы Рута, на заводе устанавливают гидравлическую воздуходувную машину и турбину Жирарда.

Турбина Жирарда

Во второй половине XIX в. управляющим заводом стал В.А. Грамматчиков, который совершил головокружительную карьеру. Его вскоре назначают управляющим Гороблагодатским горным округом, а затем начальником горных заводов Урала. Именно в это время он пишет книгу «Гороблагодатский округ», где дает очень высокую оценку мастерам чугунного литья на Баранчинском заводе.

корпус приемных окраски и укупорки снарядов

Мировой экономический кризис 1900-1903 гг. обрушился на завод, только что вышедший из длительного кризиса XIX века. В это время было решено провести реконструкцию Баранчинского завода и создать на его базе чугуноснарядный завод. Перестройку должна была осуществлять Екатеринбургская строительная фирма инженера Барри. 2 сентября 1914 года Баранчинский завод именовался чугуноплавильным и чугуноснарядным, с годовой производительностью в 940 тысяч рублей. На заводе было занято 1830 рабочих.

воздухонагревательные аппараты Коупера

Энергетическое хозяйство завода в то время составляли: водное колесо в 15 л.с., три водяные турбины в 125 л.с., одна паровая машина в 115 л.с. и два локомобиля в 85 л.с. Создавались новые корпуса для литейного цеха и механической мастерской. Так же к 1914 году на заводе уже имелась гидроэлектростанция.

Русско-японская война 1904-1905 года и первая русская революция. I мировая война 1914 года коснулась Баранчи меньше, чем других поселений необъятной России. Завод, принадлежавший военному ведомству, гарантировал большинству населения работу.

 транспортировка оборудования

В 1916 году из Таллина (Ревеля) в Баранчинский был эвакуирован завод «Вольта», но только часть его оборудования оказалась на Баранчинском заводе. В 1920 году перед администрацией завода встал серьёзный вопрос о судьбе завода, который уже долгие годы находился в кризисе, в первую очередь, из-за нехватки руды.

План развития завода

1920г. на Урал по заданию правительства прибыла группа инженерных работников. Они искали предприятие, которое можно было реконструировать и разместить на нём электромеханический завод «Вольта». Выбор пал на Баранчинский.

Оборудование завода было размещено в новых цехах, построенных в 1916 – 1917 годах. Наличие двух заводов приводило к неразберихе. Кроме того, заработная плата на «Вольте» была выше на 15%, и рабочие просто покидали старый завод. 28 января заводы объединились под одним наименованием – «Вольта».

Строительство новых корпусов

В 1921 году завод перешел на выпуск электрических машин: электродвигатели и электрогенераторы.

К 1931г. основной продукцией завода становятся асинхронные электродвигатели напряжением до 500В мощностью 14,5-100кВт. Сырьё, в основном, получали с уральских заводов: динамное железо с Верх-Исетского, чугун с Кушвинского, сталь и железо с заводов, расположенных по железной дороге. Только медь и изоляцию - из Москвы, Ленинграда и Харькова.

В 1931 году завод был переведён на поточный метод производства. Были организованы три серийных цеха. Литейный цех выпускал до 10 000 тонн литья в год. Был организован ремонтный цех электромашин и трансформаторов для Урала и Сибири.

Цех крупных машин

В 1935г., как и по всей России, развивается стахановское движение. Трудовая активность работников завода росла с каждым годом. Появляются ударные бригады, ударные цеха. На заводе работало 1530 ударников, 22 хозрасчётные бригады боролись за экономию и повышение производительности труда.

В первом полугодии 1935 года Баранчинский завод выпустил с конвейера 2203 мотора, дал 2000 тонн чугунного литья. Цех ширпотреба выпустил 2060 электрических утюгов, 2500 электрических плит и 19900 жаровых утюгов. Завод работает без дотации и уже в первом полугодии 1935 года получил 87 тысяч рублей прибыли.

Работники завода

Встающая из разрухи промышленность требовала молодых грамотных рабочих. 12 ноября 1921г. начала работу школа ФЗУ (фабрично-заводское училище). Училище было одним из первых на Урале. И создано при Уральском электромеханическом заводе «Вольта».

Благодаря вовремя созданной базе предприятие обеспечено квалифицированными кадрами. Развивается конструкторское и технологическое дело. В 1940г. в конструкторском отделе работало 30 человек.

Конструкторский отдел работает над заменой серии двигателей «И» на «АД». Инженеры завода успешно использовали достижения американцев в изготовлении обмотки, сами многого достигли: новые токарные станки, новая заливка, обмотка, штамп; новые технологии на основе конвейерного производства, внедрение электросварки в изготовление обмотки.

18 июня 1940г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был переименован в Государственный Союзный Электромеханический завод имени М.И. Калинина. К этому времени завод выпускал электродвигатели, генераторы, трансформаторы, регуляторы, пусковые реостаты, переключатели, рубильники, измерительные приборы.

Цех сборки электродвигателей

К 1941 году завод за двадцать лет своего существования превратился в крупное предприятие, ежегодно поставляющее стране несколько тысяч генераторов и электродвигателей мощностью до 100 кВт.

С 1941 года стал головным разработчиком электрических машин мощностью до 400 кВт общепромышленного и специального назначения.

На заводе резко сокращается выпуск новой продукции, и завод перестраивается на массовое производство боеприпасов. Условия перестройки были тяжелыми. На фронт ушли наиболее квалифицированные кадры, а на замену пришла молодежь и женщины.

Производство боеприпасов в годы ВОВ

Большую помощь в перестройке и налаживании производства оказали технические кадры ряда заводов страны, эвакуированные в Баранчинский: «Электросила» и «Электрик» из Ленинграда; ХЭМЗ из Харькова.

В годы ВОВ крупной технической победой коллектива завода было успешное выполнение задания ГКО по созданию и освоению в производстве специального электродвигателя ПМ 5-2, позволившего решить важную задачу модернизации и коренного улучшения одного из видов военно-морского вооружения.

участок обмотки электродвигателей

В октябре 1944 года руководство завода докладывает об окончании разработки еще одной серии электродвигателей которой было суждено войти в историю. Современные, долговечные, обладающие отличными техническими характеристиками при этом красивые внешне и не требующие больших затрат материалов. Так на Баранчинском заводе появилась новая серия электродвигателей, названная по месту своего рождения – «УРАЛ».

Электродвигатели серии УРАЛ

В годы Великой Отечественной войны завод награжден орденом Ленина (1944 г.) и переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны на вечное хранение (1946 г.).

В 1949 г. по чертежам ВНИИЭМ на заводе было начато внедрение в производство Единой Всесоюзной серии электродвигателей А, АО, Ак.

В 1956 г. электродвигатель серии АО изготавливается в тропическом исполнении для строящегося металлургического завода в Индии, в городе Бхилаи. Это было начало экспорта. В восьмидесятые годы завод будет тесно связан с 56 странами мира, такими как Египет, Алжир, Финляндия и другие.

Пролет цеха электродвигателей

в 1956 году накануне 200-летия завода был составлен и утвержден план генеральной реконструкции Баранчинского электромеханического завода. Согласно этого плана производственная площадь завода должна быть увеличиться в три раза.

В 1957 году за заслуги в освоении новой электротехнической продукции для нужд обороны страны завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Пролет цеха сборки электродвигателей

С 1958 года на заводе начала действовать мощная электромашинная лаборатория, одна из крупнейших в Союзе. Благодаря проведенной реконструкции к 1965 году объем производств продукции увеличился в 4 раза.

Система бездефектного изготовления продукции (БИП) стала внедряться на заводе в начале 60-х годов. Суть ее заключалась в сдаче продукции с первого предъявления. Внедрение системы БИП резко улучшило качество готовой продукции. Процент сдачи продукции с первого предъявления достиг 98%.

Испытательная лаборатория

70-80-е годы ознаменовались бурным развитием серийного производства на базе станков с числовым программным управлением (ЧПУ). На заводе приступили к их внедрению в производство. Было приобретено несколько десятков самых современных станков.

В эти годы на заводе разрабатываются и внедряются в производство новые серии электродвигателей. Параллельно разрабатываются новые серии генераторов.

Участок намотки крупных электродвигателей

В 1989 г. объем производства снизился по сравнению с 1985 г. на 63%. Начиная с 1991 по 1993 г. доля оборонной продукции уменьшилась на заводе в 6 раз, а в 1994 г. заказы «оборонки» практически полностью прекратились. Спад производства в целом по стране вызвал падение спроса так же на продукцию общепромышленного назначения (двигатели и генераторы).

В 1992 году был разработан и утвержден Устав акционерного общества открытого типа «Баранчинский электромеханический завод» (АООТ «БЭМЗ»). С марта 1994 года акционерное общество начинает активную работу.

В годы кризиса, когда завод лишился госзаказа, предприятие начинает самостоятельно восстанавливать связи с заказчиками, занимается исследованием рынков сбыта и потребности в новых видах изделий. Меняются директора, формы собственности, схемы работы с клиентами.

Здание заводоуправления

За период 2000-2020 годы производством освоены более 160 новых изделий, в т.ч.: дизельные и газо-поршневые электростанции различных форм исполнения и автоматизации, электродвигатели с высотой оси вращения 250, 315, 450 мм, тяговые электродвигатели для общественного транспорта, новые модификации электрических генераторов.

© 2020 - 2021 ОАО «Егоршинский радиозавод»

Политика конфиденциальности